Борьба ФНС с недостоверностью сведений о месте нахождения юридических лиц в ЕГРЮЛ.

В последнее время большое число юридических лиц стало получать из налоговых органов «письма счастья» с предложением устранить недостоверность сведений в ЕГРЮЛ о своем месте нахождения. Зачастую такие письма приходят прямиком на «недостоверный адрес». Если пускать дело на самотек и никак не реагировать на подобные письма в ЕГРЮЛ появится запись о недостоверности сведений в отношении указанного юридического лица, что может повлечь разрыв отношений с контрагентами и прекращение банковского обслуживания. Давайте разбираться как всего этого избежать.

Как известно, место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия последнего - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа.
Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, который указан в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по этому адресу, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по такому адресу.

В настоящий момент налоговые органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, имеют право проверять достоверность сведений, включенных или включаемых в ЕГРЮЛ с учетом возражений, которые смогут представлять любые заинтересованные лица, а также пояснений и документов, представленных самим юридическим лицом. Налоговые органы вправе не только запрашивать объяснения и документы, но и проводить осмотр помещений, указанных в качестве места нахождения юридического лица. В случае выявления недостоверности сведений в совершении любых регистрационных действий, пусть даже и не связанных с изменение учредительных документов, может быть отказано.
При поступлении возражений от заинтересованного лица относительно сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ либо по результатам проверки налоговыми органами вносится запись о недостоверности таких сведений. Налоговый орган направляет запрос юридическому лицу с предложением в течение 30 дней устранить выявленную недостоверность. Если мотивированного ответа нет, запись о недостоверности сведений о компании остается в ЕГРЮЛ.

Необходимо помнить, что проверка юридического лица может проходить открыто, например, если приходит письмо (запрос, требование, извещение, уведомление) о предоставлении достоверных сведений или приходят проверяющие для составления протокола осмотра объекта недвижимости.

Случается, что проверяемое юридическое лицо о проверке не знает, поскольку действующие правила о способах проведения проверки достоверности сведений не содержат обязательных требований об участии в проверке проверяемого юридического лица. Так, собственника объекта недвижимости не требуется привлекать для осмотра, считается достаточным присутствия двух понятых или применения видеозаписи.
В пылу борьбы с однодневками и т.п. проверяющие органы могут ограничиваться одним направлением писем юридическим лицам, в которых указывают на обязанность сообщать в регистрирующий орган достоверные сведения и даже при получении ответа, а тем более при его отсутствии, вносить в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений об адресе или вносить записи о недостоверности только на основании протоколов осмотра от территориальных налоговых органов, даже без направления уведомлений самому юридическому лицу.

Проиллюстрировать это возможно на следующих примерах:

- письмо «о не нахождении юридического лица по адресу, указанному в ЕГРЮЛ».
В таком письме сообщается об «отсутствии постоянно действующего исполнительного органа юридического лица» по «заявленному при государственной регистрации адресу», далее может указываться на протокол осмотра, которым подтверждается «отсутствие», ссылки на нормы закона об обязанности сообщать об изменении места нахождения и угрозы административной ответственностью и ликвидацией юридического лица и срок, в течение которого необходимо представить в регистрирующий орган документы для внесения сведений о фактическом адресе.
- письмо, в котором сообщается об административной ответственности за «предоставлении недостоверных сведений о юридическом лице (руководителе, учредителе, месте нахождении). Такое письмо может не иметь заголовка, в нем указывается на обязанность сообщать регистрирующему органу в течение трех дней об изменении адреса (места нахождения) постоянно действующего исполнительного органа, срок в который необходимо предоставить «документы, содержащие сведения о фактическом адресе» и просьбу «в целях проверки достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений», установления «наличия или отсутствия факта совершения административного правонарушения» сообщить «соответствуют ли действительности содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности и о месте нахождения его исполнительного органа.
- уведомление от территориального налогового органа. В нем сообщается, что адрес юридического лица, указанный в ЕГРЮЛ, не является «фактическим местонахождением Вашей организации» и предлагается привести учредительные документы организации в соответствие с «фактическим местонахождением» под угрозой административной ответственности и ликвидации в судебном порядке.
- требование о необходимости предоставления достоверных сведений об адресе.
В таком требовании указывается на имеющиеся сомнения в достоверности сведений о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, и предлагается представить подтверждающие достоверность сведений документы.

Налоговым органам может быть удобно делать веерную рассылку подобных писем, требований, уведомлений. Обязанность отчитываться перед юридическими лицами - получателями таких уведомлений об обстоятельствах проведенной проверки «достоверности включенных в ЕГРЮЛ сведений» у направляющего уведомление налогового органа отсутствует. В любом случае налоговый орган может сослаться на проведенное «изучение документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа», включая и содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения, например, о том, что соответствующий адрес по данным ЕГРЮЛ используется несколькими юридическими лицами и это окажется подтверждением проведения проверки достоверности предусмотренным законом способом. Проблема в том, что отправкой таких писем и уведомлений запускается финальная стадия проверки – внесение записи о недостоверности и уже юридическое лицо – получатель уведомления должен доказывать отсутствие недостоверности.


Условия признания недостоверным сведений об адресе юридического лица.

Несмотря на то, что ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ не содержит положений относительно того, на каких основаниях адрес юридического лица может быть признан недостоверным, судебная практика дает критерии, по которым недостоверность может быть признана:
- указанный адрес согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна;
- указанный адрес в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен;
- указанный адрес является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства;
- указанный адрес заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.);
- по указанному адресу расположен объект, собственник которого (или иное уполномоченное лицо) представил заявление о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по данному адресу.
- адрес юридического лица признается недостоверным в случае, если помещение по данному адресу используется по договору аренды другим юридическим лицом, которое не может передать указанное помещение в субаренду.
- адрес юридического лица признается недостоверным, если в ЕГРЮЛ указан адрес без конкретизации номеров помещений. Так, если юридическим лицом при государственной регистрации указывается неполный адрес места нахождения, при том условии, что возможность детализации адреса имеется, регистрирующий орган может посчитать представленные документы как документы, содержащие недостоверные сведения об адресе места нахождения юридического лица и отказать в регистрации.


Действия при получении уведомления о недостоверности.

В каждом конкретном случае нужно понять насколько обоснованно обращение налогового или регистрирующего органа об устранении выявленных признаков недостоверности и соответствует ли утверждение о недостоверности действительности.

Если обращение органа представляется получателю обоснованным, то независимо от характера обращения, лучше принять меры по внесению в ЕГРЮЛ достоверных сведений и направить ответ, в котором сообщить о принятом решении внести соответствующие изменения относительно адреса.
Текст такого ответа не должен давать повода прилечь к административной ответственности за несвоевременное сообщение об изменении включенных в ЕГРЮЛ сведений по ч.3 ст. 14.25 КОАП РФ.

Если сведения получатель считает достоверными, тогда в ответ на обращение следует представить информацию и документы, подтверждающие достоверность включенных в ЕГРЮЛ сведений, например, копии получаемых писем с конвертами и договор аренды, субаренды. Ответные обращения юридических лиц в налоговых органах читают и обязательно фиксируют.
В текстах ответов на обращения налоговых органов можно использовать фразы, которые побуждают прочесть и ответить: «Ответ на настоящее обращение просим предоставить в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ». Дело в том, что за «нарушение порядка рассмотрения обращений» есть статья 5.59 «Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан» КоАП РФ, санкция штраф от пяти до десяти тысяч рублей. При этом привлечение к ответственности должностного лица может оказаться «ответной мерой воздействия». Также при определенных обстоятельствах можно ссылаться и на ст. 5.63 КоАП РФ «Нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», там штрафы выше. Если из налогового органа не ответят, а тем более, внесут запись о недостоверности, то можно пожаловаться в прокуратуру и пытаться привлечь должностное лицо к административной ответственности по названной статье.