Общество с ограниченной ответственностью – транспортная компания было привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ к штрафу в размере 500 000 рублей, в связи с не оплатой штрафа, назначенного ему Постановлением инспектора Управления государственного автодорожного надзора по Республике Карелия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта за совершение правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.12.21.1 КоАП РФ (превышение допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 10, но не более 20 процентов без специального разрешения), в установленные сроки.


   Отдельно хочется обратить внимание на причины, приведшие к совершению правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.25 КоАП РФ: Общество не смогло организовать получение почтовой корреспонденции по адресу, указанному в ЕГРЮЛ как адрес нахождения исполнительного органа. Протокол о совершении административного правонарушения и Постановление о привлечении к ответственности вернулись к отправителю с пометкой «адресат не находится по указанному адресу», т.е. фактически Общество призналось, что в ЕГРЮЛ содержится недостоверная информация о месте его нахождения. Более подробно о борьбе ФНС с недостоверностью сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ можно прочитать в статье «Борьба с недостоверность сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ».


   Обжалование Обществом в районном суде Постановления о привлечении к административной ответственности, вынесенного мировым судьей, ожидаемо не дало результата.


  Для Общества штраф 500 000 рублей был значительным и была предпринята попытка уменьшить его размер в городском суде. Основанием такой попытки было следующее: хотя Общество и не уплатило штраф в срок, предусмотренный КоАП РФ, а данный факт и не оспаривался ни в одной из судебных инстанций, но в соответствии с ч.3.2. ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствия, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусматривающего соответствующей статьей, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.


   По вопросу снижения размера штрафов, накладываемых на юридические лица, высказался Конституционный Суд РФ в Постановлении от 25.02.2014 г. N 4-П: 


«1. Признать положения части 1 статьи 7.3, части 1 статьи 9.1, части 1 статьи 14.43, части 2 статьи 15.19, частей 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьи 19.7.3 КоАП Российской Федерации, устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, совершивших предусмотренные ими административные правонарушения, не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1, 2 и 3) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.


2. Федеральному законодателю надлежит - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, - внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях изменения, вытекающие из настоящего Постановления.


Впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьей 19.7.3 КоАП Российской Федерации, а равно иные административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении.»


   Судьи городского суда согласились с доводами Общества и снизили наказание до 250 000 рублей.


    В рамках настоящей статьи стоит обратить внимание на следующее: возможно ли привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ лица, ранее подвергнутого административному наказанию за неуплату административного штрафа по этой же норме?


   Ответ на это вопрос содержится в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2014) (утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 24.12.2014). 


   Согласно ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в установленный законом срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере, административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.


   Сроки уплаты административного штрафа закреплены в ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ и подлежат исчислению с момента вступления постановления по делу об административном правонарушении в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 данного кодекса.


    В силу ст. 30.3 и 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу, если оно не было обжаловано или опротестовано, по истечении десяти дней с момента получения или вручения копии постановления лицом, привлекаемом к административной ответственности.


    Анализ состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, позволяет прийти к выводу, что с объективной стороны оно характеризуется бездействием лица, выразившимся в неуплате административного штрафа в установленный законом срок, независимо от того, за какое первоначальное правонарушение лицу, его совершившему, было назначено административное наказание в виде штрафа

.
   Таким образом, неуплата административного штрафа, наложенного на основании ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, образует самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренный названной нормой.